Как прошел Международный фестиваль оперы и балета 2024
В этом году в программу вошли 5 гастрольных балетов, и мы готовы рассказать о четырех с точки зрения простого зрителя. Мы увидели властно-жестокую Екатерину II и раненого нелюбовью Павла I, целеустремленную Коко Шанель и прекрасного в своем чувстве юмора Меркуцио. Сравним впечатления?
Этой весной в рамках Международного фестиваля ташкентский зритель увидел гала-концерт и «Ромео и Джульетта» от Урал Балета, Modanse примы-балерины Большого театра России и этуали театра «Ла Скала» Светланы Захаровой, Chotto Desh британского танцовщика и хореографа Акрама Хана и «Русского Гамлета» Бориса Эйфмана.
Modanse
Балет «Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти, открывший проект Modanse — моя несомненная любовь этого фестиваля. Что-то подобное чувствуешь в юности, когда нежность и обожание возникают не в силу рациональных причин, а просто из глубины души. Бесспорно, «Русский Гамлет», закрывающий программу фестиваля, был масштабнее, фееричнее, красочнее, но камерность Modanse сумела проникнуть в более тонкие слои восприятия.
«Как дыхание» — это балет, от которого это самое дыхание перехватывает, настолько он пропитан чувственностью, красотой и трепетом. И это все при возведенной в абсолют лаконичности сценографии (свет — полноценный участник действа) и музыки (Гендель в переложении для фортепиано) — скрупулезно четкая форма и ничего лишнего.
Вторая часть Modanse — одноактный балет «Габриэль Шанель» по жизни и творчеству великой Коко. Созданием костюмов для постановки руководила Виржини Виар, креативный директор дома CHANEL. Возможно, благодаря им погружение в эпоху получилось таким глубоким.
Павел Цой, зритель:
— Первая часть показалась преамбулой к «Габриэль Шанель», способом познакомить зрителя с творчеством Светланы Захаровой, погрузить в ее хореографию. Балет «Как дыхание» получился достаточно интимным, очень чувственным, где-то сентиментальным, порой наивным в хорошем смысле этого слова. Глядя на пустую сцену без масштабных декораций и отвлекающего реквизита, ты понимаешь, что все гениальное просто.
В «Габриэль Шанель» понравилось решение с динамическими проекциями на экраны, которые отсылали к историческому прошлому легендарной личности. Также хочется отметить, как слаженно, легко, органично и эстетично труппа воплощала в жизнь сложную хореографию. И, конечно, сама Светлана Захарова — это звезда. Складывалось ощущение, что на сцене танцует юная девушка, а не 44-летняя женщина. Учитывая, что в балете уходят со сцены лет в 35−40, это еще одно доказательство ее природного дарования. Восхищало то, как прима-балерина была погружена в эстетику постановки, как передавала ее зрителю.
Chotto Desh
На Chotto Desh британского танцовщика Акрама Хана я не пошла сознательно. Помнила по прошлому фестивалю, что мне не близок синтез танца и мультимедиа, но, кажется, многое упустила.
Алена Перепада, зрительница:
Я не пропустила ни одного Фестиваля оперы и балета, посещаю все постановки. На Chotto Desh Акрама Хана мы пошли с 11-летней дочерью. Ей оказался очень близок этот современный взгляд на балет, когда сочетаются танец и мультимедиа. Chotto Desh понравился дочери больше классических постановок.
Отмечу необычную хореографию: на сцене всего один танцовщик, но он смог полноценно рассказать историю этнической идентичности, важности детских воспоминаний, конфликта отцов и детей. На наших глазах оживала природа, появлялись дополнительные персонажи, разворачивались новые миры. Это удивительный спектакль, который пролетел, как один миг. Спасибо Фонду развития культуры искусства Узбекистана за такой подарок жителям и гостям столицы.
«Ромео и Джульетта»
На балет «Ромео и Джульетта» я возлагала больше надежд, чем «яжемать» на единственное чадо. Постановка отмечена «Золотой Маской», да и сама история не требует либретто — вряд ли кто-то спросит, чем там у танцующих дело закончилось. Увы, надежды не оправдались.
Нет, местами было хорошо. Впечатляли костюмы, словно скроенные из полотен эпохи Возрождения. Отпечаталась в памяти первая встреча Джульетты и Париса, в которой она смотрится настолько ребенком, что жених вызывает порицание. Удивила запредельная жестокость главы Капулетти к дочери. И самый смак — прекрасный Меркуцио, который порой затмевал главного героя. Но в целом «Ромео и Джульетта» не дотянулся до сердца, хотя мне очень этого хотелось.
«Русский Гамлет»
«Русский Гамлет» повествует о жизни Павла I, которого называют одним из самых оболганных правителей Российской империи. Современники отмечали схожесть его трагичной судьбы с гамлетовской. При Екатерине II эту трагедию Шекспира даже не играли в России. Балет Эйфмана с точностью передал великолепие, богатство, блеск, порочность и разврат той эпохи.
Вероника Самойлова, зрительница:
— Тонко, изящно, надрывно — такие слова приходят мне на ум после просмотра «Русского Гамлета». Мои ожидания были крайне высокими, и они… оправдались! Мне было важно, чтобы постановщик показал Павла I без избитых стереотипов о его сумасшествии и недалеком уме. Историческая точность, безусловное попадание в характеры героев, надлом и сила, боль и любовь — все это покорило и тронуло меня, заставило плакать от красоты, а еще в очередной раз увериться в том, что даже великие властители переживают обычные человеческие страсти.
«Русский Гамлет» рассказывает о многом. Например, об алчной, всепоглощающей жажде власти. Екатерина II настолько монолитна, царственна, деспотична, что хочется склонить голову в почтительном поклоне. И тем ужаснее наблюдать, как эта сильная женщина, агонизируя, до последнего цепляется за трон — символ той власти, что ее душит.
Это балет о нелюбви — плотной, обидной, непреодолимой — в которой живет будущий правитель. Всегда ниже матери, всегда слабее, всегда вымаливающий высочайшее расположение. И как звездочка на темном полотне грязных страстей и интриг — трогательная, кристально чистая любовь Павла к первой жене.
И все это — с невероятным масштабом и размахом. «Русский Гамлет» не позволяет ни на минуту забыть, что по сцене движутся не люди, а махины истории, определяющие эпоху.
Балетный спектакль Chotto Desh
На сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоится балетный спектакль Chotto Desh одного из самых известных танцовщиков и хореографов современности — британского постановщика Акрама Хана.
Постановка Modanse
На сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоится постановка Modanse, объединившая балеты «Как дыхание» и «Габриэль Шанель»
Спектакль «Русский Гамлет»
На сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоится спектакль «Русский Гамлет» Бориса Эйфмана.
Международный фестиваль оперы и балета стартовал в Ташкенте
Предварил фестиваль спектакль «Lazgi. Танец души и любви».